Господь – центр семейного союза

Категория: Венчание 
Март 10th, 2011

Сегодня уже существует много различных видов брака. Но как они построены и на каком основании – это уже другой вопрос. Мы видим, что зачастую они основаны на финансовых, материальных интересах, или просто на сексуальных взаимоотношениях. В наше время очень мало семей, которые могут прожить всю свою жизнь вместе со своим супругом. Почему так получается, и куда девается та любовь, которая была в начале супружеской жизни? Она просто исчезает через некоторое время, когда приходят проблемы, разочарование в семейной жизни. Потому что в начале супругами движет не любовь, а страсть, влечение плоти. настоящая любовь – это любовь ( агапе) – жертвенная любовь. Когда приходят трудности, непонимание между супругами – тогда и начинается настоящая любовь. Ведь любовь – это умение прощать. А такая любовь может быть только в жизни того супруга, который пребывает в гармонии с Богом.
Счастливый брак определяется решимостью одного несовершенного человека любить и принимать другого несовершенного человека таким , какой он есть, со всеми сильными и слабыми сторонами.
Главное – увидеть друг друга в качестве подарка свыше. И поэтому Бог и является Тем, Кто помогает увидеть выше сказанное.Без Него мы не в силах этого сделать. Только Он может дать нам такую любовь, потому что Его любовь совершенна. Бог есть любовь, и поэтому Бог является центром семейной жизни, основанием, на котором строится семья.

Брак – первое Божье установление.
Брак был первым установлением, провозглашенным Богом. Когда Бог сотворил человека и дал ему жену, Он повелел им «Плодитесь и размножайтесь» ( Быт. 1, 28).И эта заповедь должна естесственным образом исполняться в семейной жизни. Человечество разделено пополам – есть мужчины, и есть женщины, и само слово «пол» обозначает «половина». Бытие полноценное, которое каждый человек жаждет, ищет – обратается или в союзе с Богом при восстановлении своей полноты монашеством – принятием ангельского образа, или же через благодатный союз мужчины и женщины, когда «… и будут двое одна плоть » ( Быт. 2, 24). Этот союз – ради спасения души своей, ради исполнения заповедей Божьих, и , самое главное, ради умножения жизни, то есть ради чадорождения.
Человек предназначен от сотворения своего жить семейной жизнью для того, чтобы растить детей. Семья – то средство спасения, без которого большинство людей, живущих на земле, целомудренно провести свою жизнь не могут. Семья для православного человека – особый , спасительный ковчег. Мы говорим, что Церковь – это новый Ноев ковчег, а ведь семья – наша малая Церковь и поэтому тоже есть спасительный ковчег для человека, охраняющий от греха. В этом благодатном союзе появляется новая жизнь – ребенок, который, с точки зрения Православия, есть дар Божий и Его благословение. Однако не всякий призван вступить в брак. Бог призывает некоторых людей жить в одиночестве или сознательно выбирать жизнь иноческую.
Из Божественного Откровения, из творений святых отцов известно, что у человека есть два пути – он может выбрать путь иноческого служения Богу или же создать семью, чтобы через выполнение заповедей Божьих тоже идти к Богу.
Иногда кто-то начинает сравнивать, какой путь сложнее, какой легче. Надо понимать, что оба пути – это крестоношение. Святитель Игнатий (Брянчанинов) в одном письме называл себя человеком слабым, обьясняя этим то что не мог бы понести тягот семейной жизни. А семейный человек, наоборот, думает, что путь монашеской жизни – великий , ирудный, и что он-то себе что попроще выбрал. Оба эти пути Богом благословенные. Поэтому в зависимости от предназначения человек, испытав себя, должен выбрать свой путь. Если путь монашества избрал – надо искус в монастыре пройти, он может быть многолетним, и совет старцев уже решает, принимать ли тебе монашество, потому что монахом надо родиться. Это особое призвание, особый жизненный путь. И если человек видит полноту своего бытия в общении только с Богом – то это есть призвание монашеского пути. другой же путь – создание семьи, когда человек, вступая в брачные отношения, благословенные и Богом, и родителями, и духовником, сохраняет целомудрие, чистоту своей души и получает особую полноту бытия, потому что семья, голасно Священному Писанию – это когда «двое будут одна плоть» ( Еф.5,31). То есть человек расширяет свое бытие и смотрит на мир уже не только своими главами, но и глазами своей супруги, своего супруга, своей семьи. К его интересам прибавляются еще интересы супруги, а к радостям – ее радости. В народе нашем хорошо говорили, что разделенна радость – это двойная радость, а разделенное горе – это пол горя. Так что семья – тот же корабль, который помогает человеку спастись в бушующем море житейском.

В чем счастье семейной жизни
Через семью человек имеет возможность спастись, духовно расцвести, достигнуть Небесных высот. Человек живет для угождения Богу, и через семью он должен Богу угождать, то есть жить так, чтобы воссоединиться с Богом всей семьей. Семья – это прямой путь, не только себя радовать, но и Бога, а прежде всего и ближних своих. При создании семьи должно быть обоюдное согласие. Это дело добровольное. Когда священник венчает пару молодых, то он сначала спрашивает, есть ли благословение родителей и добровольно ли они вступают в брак. Если нет, то священник имеет право не венчать. Но как же можно вступить в брак без любви?Ведь полноценной любви человек может добиться только пронеся ее через всю свою жизнь. Любовь в семье – это дар Божий, который дает по благодати. Чтобы достичь такой любви нужно стяжать благодать и хранить ее. и когда человек живет в браке целомудренной чистой жизнью, сохраняя верность своему супругу, то это путь стяжания благодатит путь возрастания любви. Конечно же, такие браки, когда один человек противен другому – ненормальные. Но и горячая страсть – это тоже не гарантия счастливых семейных отношений. Ведь со временем страсть проходит, а то, что останется, когда страсть пройдетэто и есть основание для семейной жизни. Многие современные пары очень большое значение придают романтической любви, страсти… Когда такая любовь уходит, они думают, что любовь ушла навсегда… Но именно тогда и должна начинаться ровная супружеская любовь, которая будет расти из года в год… а для этого нужны симпания друг к другу,наличие общих интересов, желателен близкий уровень образования, социального положения.Должна быть небольшая разница в возрасте. А до настоящей любви нужно еще дожить, и не просто дожить, а нужно ее заслужить. И когда через 10-15 лет муж смотрит на жену, а она на мужа, и он думает – какое стастье, что я женился именно на ней, а она – какое счастье, что я вышла замуж за него. Понимание того, что твой избранник – единственный, другого человека рядом с собой представить невозможно – и есть любовь. Но она приходит, когда корабль семейной жизни преодолел многие бури и сохранился вопреки всему.
Во всем мире есть иерархия, и муж может спасаться своей женой, если жена знает свое место. Она должна быть смиреннее смиренного мужа. Иерархическое устроение семьи заповедано Богом. Муж в семье должен быть только главой, и в первую очередь он сам должен это помнить. Содержать и хранить семью – его прямая обязанность. Если он не глава, то, даже не сознавая того , начинает мучиться, он места себе не находит. Жена тоже начинает искать свою природу.
В сохранении иерархии, когда жена должна быть за мужем, как за каменной стеной , а муж – дома с женой как в раю, и состоит спасение друг через друга. Мы выполняем свою роль в семье и свидетельствуя об этом, помогаем ближнему тоже свое место занимать. И, конечно, далжны быть молитвы друг за друга.

О венчании
Таинство венчания заключается в том, что в нем семья созидается как единый духовный организм в благодатном соединении. В Православной Церкви переход к самостоятельной жизни явно обозначен – она начинается с венчания. Таинство венчания начинается с таких слов «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей» . Дело родителей – не вмешиваться в жизнь детей, а только молиться и по необходимости помогать. Благословили – значит отдали. Если таинство венчания совершилось – это служит подтверждлением тому, что они Богом благословлены на совместную жизнь, значит, они – лучшая друг для друга пара. Если же Господь допустил совершиться таинству венчания – не сомневайтесь: это дар Божий рядом с тобой стоит, через который ты только и можешь спастись.

О бесплодном браке
Иногда супруги сами не хотят иметь детей, а иногда Бог им не дает их. Нежелание иметь детей – это искажение смысла супружества, который заключен в чадодарении.
Из Священного Писания мы знаем примеры бесплодных супружеских союзов. Бездетность воспринималась в прежние времена как наказание Божье за грехи родителей, и супруги очень переживали и молились всю жизнь о даровании детей. Иоаким и Анна, Елизавета и Захария… и мы видим, что в конце жизни, когда уже по всем физическим законам они не могли иметь детей, Господь даровал им чадо после того, как они взяли обет посвятить дитя Богу. Рождение детей есть момент таинственных отношений человека с Богом, момент смиренный. Если Господь дает детей, нужно радоваться, если нет – нужно молить Бога, смиряться, терпеть. Священное писание говорит, что по этой причине браки не расторгались – супруги смирялись, терпели, несли свой крест.
А лечиться от бесплодия можно? Конечно же, да. Господь помогает через людей и обстоятельсва. Врачи – это специалисты, которые могут исполнить волю Божию по исцелению людей. Запрета на обращение к врачам нет. Однако нужно знать, что Православная Церковь не принимает искусственное оплодотворение, по многим причинам, в том числе и такой, что обычно оплодотворяется несколько эмбрионов, а внедряют в женский организм только один, а остальные погибают, что является с точки зрения Церкви убийством.

Об интимных отношениях
Про интимную свободу брака говорить особенно не принято, потому что главное в браке – это духовное соединение. Венчанный брак сохраняет целомудрие, не повреждая духовный мир супругов и после их вступления в супружеские отношения. В особо благочестивых семьях муж с женой разделяли ложе только для того, чтобы зачать новую жизнь, для рождения детей. Однако апостол Павел советует не уклоняться друг от друга, разве только для поста и молитвы, и по согласию. То есть если один из супругов более немощен, и ему тяжелее переносить ограничения, то второй должен ему уступить, чтобы не стать причиной блуда и разрушения семьи.
Однако дети во время постов никогда не зачинались – существовало поверие, что ребенок зачатый в пост понесет очень тяжелый крест, у него будет очень тяжелая , исковерканна жизнь. Когда жена беременна, муж тоже не прикасался к ней. И во время кормления тоже. Сладострастие, которе сейчас развивается, пропагандируется и поощряется на основании супружеской жизни – это есть греховное состояние, потому что Богом установлены такие отношения мужчины и женщины, чтобы через них умножать род человеческийю В особоблагочестивых семьях муж с женой жили как брат с сестрой когда считали, что количество детей уже достаточно, а под старость принимали монашество. Не разжигали страсти, и пытались себя смирить, так как смирение есть наивысшая добродетель.
Бог создал семью не просто так, а дал ей особое предназначение. Если посмотреть на семьи в миру , то там мы увидим: проблемы, разочарование, обиды, раздражение, не понимание друг друга, отсутствие любви. Поэтому и случается, что такие семьи долго не выдерживают, распадаются. Самое прочное основание, на котором должна строиться семья – это Бог. Завет, который заключается между мужчиной и женщиной – это завет, в котором участвует Бог.И Он является самым главным участником этого завета. Только если Господь – на первом месте в семье, тогда семья будет преуспевать во всем и свет, который исходит из них будет удивлять других и станет примером другим семьям.
Мира вам и любви. Храни вас Бог!

Грачева А.С.

Комментирование закрыто