Ложные ценностные установки современной семьи

Категория: Воспитать человека 
Март 15th, 2011

О развитии способностей у ребенка
В нашей нынешней педагогической среде выражено стремление активно развивать способности ребенка. В этом радении сегодня находится великое множество взрослых людей. Многие родители готовы для развития способностей своих детей платить большие деньги репетиторам. В развитии способностей нет ничего предосудительного, если иметь в виду, что опережающим должно быть нравственное и духовное развитие. Эта закономерность называется в Нравственной Педагогике Законом опережения.
Если ребенок опережающе развивается в своих способностях, а не в нравственном, духовном становлении, он неизбежно по мотивам и смыслам своей жизни вырастает эгоистом. Основными мотивами, бессознательно властвующими в ребенке, становятся мотивы эгоистические, устремленность действовать и развивать способности ради самого себя, ради собственного становления в мире, ради достижения благ, утверждения себя, завоевания положения в обществе, которое оно дарует.
Дети легко улавливают, что взрослый мир ориентирован именно так. Глубоко одаренные, высокоразвитые по своим способностям дети, вырастают безнравственными, эгоистическими и совершенно не слышащими нужду окружающих людей, в том числе и своих родителей. Сегодня немало взрослых людей обеспокоены состоянием нынешнего поколения, которое увлеченно живет собственными прихотями и интересами, и при этом как-то не очень обращает внимание на то, что в этот момент происходит с их детьми. Таковы неизбежные результаты нарушения Закона опережения. Там, где опережает не нравственное, там, где развитие способностей становится ведущим и ставится во главу угла, — неизбежно страдает нравственное.
Одна из сложнейших проблем сегодняшнего времени — это проблема трудного подростка. При этом под трудным мы воспринимаем не тех, кто сегодня получает двойки по поведению и изгоняются из школы в колонию. Нет, сегодня труден почти каждый подросток, даже тот, который учится на четыре и пять. Опережающее развитие способностей привело к эгоистической мотивации жизни целого поколения. С нравственных позиций многие из них вызывают большую тревогу и беспокойство. В большинстве случаев эти подростки глухи к нуждам окружающих людей. Они не откликаются на просьбы. Они не слышат простого человеческого голоса, обращенного к ним. Часто в погоне за своими увлечениями, интересами, они готовы пройти по головам других, оттесняя своих сверстников. Конкурсное, соперничающее поведение в мире людей, постоянная гонка, постоянное желание оказаться первым, возвыситься над другими, становится основанием их действий и поступков. Конечно, взрослые радуются успехам по способностям таких детей, радуются тем знаниям, которые они обретают и тем новым явлениям и открытиям, которые они исполняют в действиях и в жизни. Но лишь немногим чутким педагогам известно, сколь велика трагедия таких «вундеркиндов» сегодняшнего дня в человеческом смысле, в человеческом плане.
В Новосибирском Академгородке двадцать с лишним лет назад были собраны со всей Сибири наиболее яркие, выдающиеся школьники восьмых-девятых классов в особую физико-математическую школу для особо одаренных… Сегодня это уже взрослые люди, которые с большим трудом находят мир друг с другом, с большими сложностями уживаются в своей семье, а в большинстве случаев давно потеряли свои семьи, потому что не смогли ужиться с мужьями и женами. Это люди, которые глубоко развращены осознанием своей собственной значимости и неординарности, имеющие великие притязания на уважительное отношение со стороны окружающих, постоянное преимущество собственного мнения, собственной позиции, собственного взгляда на жизнь. Это люди, совершенно не желающие считаться с мнением окружающих и с их потребностями, люди, с которыми тяжело. Неудивительно, что воспитание или становление такого человека в первые годы вызывает радость со стороны воспитателей, а по жизни в последующие годы вызывает одно горе и страдание.
Похоже, что сегодняшняя педагогика, устремленная в сферу развития способностей, в основном и занята взращиванием такого трагического результата, который дает свои горькие плоды в жизни человека спустя много лет. Увы, вряд ли сегодня родитель, выплачивающий большие деньги за репетиторство своего ребенка, думает об этих проблемах. Но педагогика не может над этим не задуматься.
Если опережающе развиваются в ребенке способности, то именно они будут акцентом собственно внимания человека до сорока пяти лет включительно. И изменить заложенное опережение бывает чрезвычайно сложно и трудно. И сколько бы человек ни сознавал, что он нравственно теряет из-за такого акцента на своих способностях, тем не менее он будет невольно отдавать предпочтение действиям по способностям, нежели действиям по нужде ближних. И очень многих внутренних усилий будет стоить попытка изменить самого себя, чтобы, начиная с тридцатилетнего возраста, когда открывается новый взгляд на самого себя и в человеке пробуждается потребность ученичества, перестроить исполнение доминанты по способностям в доминанту по нужде.
В нравственной семье способностям внимание не уделяется вообще, они не выставляются на передний план, значимость их мала, значимо и опережающе развивают в ребенке отклик на нужду другого человека. И потому традиция такой семьи совсем иная, нежели в вышеописанной. В той семье ребенка будут развивать, будут много заниматься с ним живописью, рисовать с ним, будут много петь, много заниматься с ним математикой, развивающими интеллектуальными играми, будут отдавать его в различные студии, секции. По мере того, как он будет подрастать, его будут отдавать в руки знаменитых, ярких специалистов в той или иной области или сфере и развивать, развивать и еще раз развивать способности.
Но Закон опережения очень жесток: Если опережающе развиваются способности ребенка, то ребенок неизбежно формируется в Триаде Эго. Способности укладываются в Эго-структуру, где Способность, Эмоциональность и Эго-влечения составляют плотное ядро человеческого «Я». И ребенок, уже став подростком, юношей, а затем и взрослым человеком, будет отдавать очень много внимания своим способностям, потому что только благодаря им он может завоевать место под солнцем, обеспечить свое будущее. В результате такой направленности в нем может произойти становление его личности в Эго, в тщеславии, гордости и других шести Эго-влечениях.
Например, кулинарные способности обретают свое становление в любви к пище. Будет ли идти отклик на нужду другого человека? Необязательно.
И чем более опережающим будет развитие способностей, тем меньше будет отклика к реальной нужде ближних, хотя при этом дети будут запечатлевать заботное состояние родителей, развивающих в них эти способности. Такие родители очень много занимаются со своими детьми, и поэтому расположенность, любовь родителей к детям ими запечатлевается, впитывается. Такие дети, сами становясь родителями, тоже очень расположены к своим детям. И вроде бы ситуация благополучная, но здесь вступает в действие еще один закон: Закон оскудения Душевных Сил. Если опережающе развиваются способности, то вместе с ними развиваются и Эго-влечения. Вследствие этого из поколения в поколение оскудевают Душевные Силы и Совесть. И тогда Триада Совести, в которой Способности погружены в Душевные Силы и в Совесть, формируется, слабея из поколения в поколение, или же не формируется вовсе. В четвертом поколении эта скудость Душевных Сил обнаруживается достаточно явственно. Самоутверждение, жестокость, самоугодие, дерзость, зло, независимость, корысть разных видов, жадность, равнодушие к ближним — все это появляется в совершенно неприкрытом виде. Эго-влечения в четвертом поколении изнутри ничем не сдерживаются или сдерживаются слабо и потому действуют огульно и неуправляемо. Сдержать подростка этого поколения бывает очень трудно. И когда, наконец, появляется седьмое поколение, поколение возмездия, тогда Душевные Силы совершенно попираются, а Эго-влечения оказываются энергетически очень обеспеченными. Идет беспредельный размах Эго-состояния в человеке. Ничто не может откликнуться на доброе человеческое слово, доброму нечем откликаться.

Действия по способностям и действия по нужде
Сегодняшнее поколение молодежи — это четвертое поколение после отступления от Церкви, содеянного в двадцатых годах нашего столетия. Может быть, в понимании этого можно найти объяснение того, что происходит сейчас с нами. Опережали способности, и именно способностям было уделено огромное внимание, именно их мы развивали и развиваем, именно на них тратили и тратим свои основные средства.
Современная мама готова выбрасывать по пятьдесят рублей в час за любые занятия, которые развивают способности ее ребенка. Но отклик на нужду ближних параллельно с таким опережением развиваться не может.
В нравственных семьях все происходит по-другому, потому что нужд в семье всегда очень много. Взрослые работают со своими детьми по этим нуждам. Откликаясь на нужду ребенка, родитель не бросается к нему и не начинает с ним заниматься, а вместе с ребенком откликается на нужду второго порядка. Дело в том, что нужда ребенка или ребенок как нужда — это порядок первый, нужда первого порядка, а существует порядок второй или нужда второго порядка — это нужды других людей.
В первой семье родители очень обеспокоены своим ребенком и поэтому, якобы исполняя его нужды, начинают развивать его способности и на этом замыкаются. Нужды первого порядка остаются единственными, больше нет нужд. В семье нравственной главными становятся нужды второго порядка, и тогда родитель обращается к ребенку как к нужде первого порядка, вместе с ним обращается к нужде второго порядка, к нуждам семьи, и начинает их исполнять. И тогда, если жизнь протекает в селе, то родители вместе с ребенком доят корову, вместе с ним кормят животных, вместе работают на огороде и т.д. При этом не родитель занят ребенком, как воспитатель сегодня занят в детском саду детьми (и ничего по-настоящему значимого при этом не совершается, т.е. нет нужды второго порядка), а ребенок занят потребностями других людей. Ситуации нравственного разложения, ситуации опережения способностей при этом нет. Наоборот, родители вместе с ребенком заняты нуждами других людей. Тогда нужды ребенка уходят на второй план, из его способностей значимы только те, которые сегодня покрывают нужду второго порядка. В такой семье почти не возникает ситуации, где бы родители играли с детьми, потому что игра с ребенком — исполнение нужды первого порядка.
Но чаще всего в семье, где родители заняты своими делами, заботами (которых в доме много) ребенку дают возможность состояться в его отклике. И если вдруг ребенок сказал: «Мама, дай помогу!», мама дает ему участок, в котором он помогает. При этом не говорит ему «Молодец!», а просто принимает этот участок и оценивает как сделал. При этом, если нужно, говорится, что исполнено плохо: «Я не могу такое принять, вот если ты исполнишь лучше, тогда приму». Ребенок — в каприз и плач. Мама утешит, но не для того, чтобы потом отправить играть, а для того, чтобы придать ему сил для лучшего исполнения того дела, за которое он взялся. И когда она даст ему эти силы, то снова поручит ему этот участок и когда опять будет его принимать, то будет благодарна ему за то, что он так сделал. А пока у ребенка не хватает этих сил, она будет помогать ему обретать эти силы для исполнения нужды второго порядка, а вовсе не для того, чтобы отвлечь его и отправить куда-то играть.
Если же дети отдыхают, то взрослые не играют с ними. Дети играют сами с собой, потому что время развлечений у таких детей очень небольшое и ограниченное. В правильно развивающейся семье к труду-заботе начинают привлекать детей с пяти-семи лет. В этом возрасте идет период запечатления труда, и он должен составлять две трети свободного времени ребенка. И только одна треть — это счастливое беззаботное детство, когда ребенок отдан играм. Тогда в детях не происходит акцентуации на своих способностях. Вырастают дети, которые не рвутся к биографическим книжкам, рассказывающих об известных или знаменитых личностях. Дети не бросаются к книгам серии «Жизнь Замечательных Людей», потому что им это для практической жизни не надо. Они здесь и сейчас обращены к нуждам, и видят, что этого достаточно. Они открыты на эти нужды и живут в их исполнении.
Ребенок же, занятый своими способностями, естественно будет обращаться к ЖЗЛ как к первозначимым книгам. В любом журнале, он, в первую очередь, будет открывать страницы, где описываются знаменитые личности в стадии их становления, потому что в этих книгах ребенок, юноша, а потом и взрослый человек будет выискивать способ «как самому стать».
Желание стать — это и есть желание самодостаточности. И когда я наконец стал, то самодостаточность осуществилась. На это желание стать и работают сегодня все журналы, вся бульварная пресса. Ни один номер ни одного издания не обходится без повествования о знаменитостях, добившихся в этой жизни головокружительных успехов благодаря своим способностям.
Удивительно, что дети, которые не ориентированы на способности как центральную доминанту, не мечтают, они реально сегодня и здесь живут, покрывая нужды конкретных людей, конкретного окружения. И поэтому грезы, мечтательность, романтичность не свойственны им. При этом по глубине развиваются те способности, которые необходимы для исполнения данной нужды. Тогда способности служат мастерскому исполнению нужд других людей, в то время как в Триаде Эго способности служат мастерскому исполнению нужд собственных, собственных Эго-влечений.

Комментирование закрыто